ГАЗ М-1 - легендарной Эмке исполнилось 80 лет
16 марта 1936 года на Государственном автомобильном заводе имени В.М. Молотова (Горьковском автомобильном заводе) в городе Нижний Новгород началось опытное производство легендарной Эмки - ГАЗ М-1. В этом году отечественные автолюбители отмечают 80-летний юбилей этого значимого события. Модель ГАЗ М-1 “Молотовец-первый” стала заменой устаревшему ГАЗ-А. Эмка представляла собой заднеприводный переднемоторный легковой автомобиль и выпускалась в кузовах седан, фаэтон и пикап с 1937 по 1943 год.
Прототипом при создании Эмки послужил FORD V8-40. В соответствии с лицензионным соглашением от 31 мая 1929 года ГАЗ получил право использовать разработки компании Форд для производства собственной продукции. Таким образом появились на свет предшественники Эмки - автомобиль ГАЗ-А, а также не менее легендарные полуторки - НАЗ-АА, которые после переименования в 1932 году Нижнего Новгорода в Горький, стали именоваться ГАЗ-АА.
В 1933 году главным конструктором ГАЗа был назначен А.А.Липгарт, который вместе с конструкторами Л.В.Косткиным, А.М.Кригером и Ю.Н.Сорочкиным приступил к проектированию ГАЗ М-1.
Для условий Советских дорог в конструкцию прототипа Эмки - Ford V8-40 были внесены изменения - в частности, применили продольные, более надежные, рессоры вместо фордовских поперечных. Также долгое время не удавалось создать двигатель мощностью 60 л.с., как у Форда, поэтому на первых порах использовался отработанный силовой агрегат от ГАЗ-А мощностью 40 л.с. Мощность двигателя была вскоре доведена до 50 л.с. с помощью изменения фазы газораспределения, поднятия степени сжатия рабочей смеси до 4,6 единицы против 4,2 у ГАЗ-А. Кроме того, подъем клапанов был увеличен на 0,8 мм, а проходные сечения каналов в карбюраторе расширены. Модернизации также подверглись системы смазки и охлаждения. Благодаря этому модернизированный двигатель был способен разогнать ГАЗ М-1 до 105 км/ч.
17 марта 1936 года первые две машины были доставлены в Кремль.
Кроме гражданских модификаций ГАЗ М-1 с 1936 года выпускался и боевой вариант — легкий бронеавтомобиль БА-20, вооруженный 7,62-мм пулемётом.
В апреле 1941 года на автозаводе ГАЗ была выпущена опытная партия из 5 единиц М-1 с двигателем ГАЗ-45, предназначенным для работы на бензине и на газе. Газовый баллон был из стали, имел диаметр 325 мм и длину 740 мм и заполнялся под давлением смесью газа пропан-бутан-пропилен-бутилен.
В марте 1940 года началось серийное производство 6-цилиндрового двигателя ГАЗ-11, мощность которого составляла уже 85 л.с., при объёме почти 3,5 литра. С этого периода начался выпуск модернизированной Эмки - ГАЗ-11-73, а также фаэтона ГАЗ-11-40 и пикапа ГАЗ-11-415.
В 1939 году начались испытания фронтовой полноприводной Эмки с кузовом фаэтон - ГАЗ-61-40. Серийное производство Эмки-вездехода началось в 1941 году. Благодаря полному приводу, большому запасу мощности, увеличенным передаточным числам трансмиссии, покрышкам со специальным профилем и поднятой на 150 мм рамой ГАЗ-61-40 мог преодолевать броды глубиной почти в метр, подъёмы крутизной до 43 градусов и снег глубиной 0,4 м. Вездеход не застревал даже на размытой пашне и мог буксировать прицеп массой до 700 кг. ГАЗ-61-40 был способен переехать через бревно диаметром до 0,37 м и даже ехать вверх по крутой лестнице.
В 1941 году производство Эмок было приостановлено из-за войны, а возобновилось только в 1945 году. Эмки выпускались вплоть до 1948 года вместе с Победами, производство которых началось в июле 1946 года.
Технические характеристики ГАЗ М-1 (1936 г.):
- Длина: 4 тыс. 625 мм;
- Ширина: 1 тыс. 770 мм;
- Высота: 1 тыс. 780 мм;
- Дорожный просвет под задним мостом: 210 мм;
- Колёсная база: 2845 мм;
- Масса: 1370 кг;
- Грузоподъемность: 500 кг;
- Двигатель: бензиновый, 4-цилиндровый, мощностью 50 л.с.;
- Коробка передач: механическая, 3-х скоростная;
- Максимальная скорость: 105 км/ч;
- Объём топливного бака: 60 литров;
- Расход топлива: 14,5 л/100 км;
- Запас хода с полной нагрузкой по шоссе: 460 км.
- Пассажировместимость: 5 человек.