23 Октябрь 2008

ЗИЛ - Завод имени Лихачёва. История предприятия (часть 1)

posted in История ЗИЛ |


zil_log.jpg

Полное название: ОАО “Завод имени Лихачёва”

Другие названия: Автомобильное Московское Общество (АМО), Автомобильное московское общество им. Ферреро, 1-й Государственный автомобильный завод, Завод Имени Сталина, ОАО «Завод имени И.А.Лихачева» АМО ЗИЛ

Страна: СССР, Россия

Адрес: г. Москва

Существование: 1916-наши дни

 

Датой основания ЗИЛ-а считается 2 августа (20 июля по старому стилю) 1916г. Именно в этот день начальник «Главного Военно-технического Управления России» генерал-майор Г. Кривошеин, в Тюфелевой роще под Москвой, при изрядном стечении публики заложил первый символический камень в фундамент нового завода. Но все же основными действующими лицами проекта были известные русские предприниматели Степан и Сергей Рябушинские, а также владелец “Переяславской мануфактуры” А. Кузнецов (торговыq домом «Кузнецов, Рябушинские и К»). Рябушинскими планировалось развернуть на заводе производство лицензионного 1,5-тонного грузовика «ФИАТ-15 Ter» образца 1915 года, а также штабных легковых автомобилей по лицензии французской фирмы Hotchkiss.

В Тюфелевой роще состоялась торжественная закладка автомобильного завода, который к марту 1917г. должен был выпустить 150 полуторатонных грузовиков. Трудности сорвали планы строительства завода в намеченные сроки, тогда Рябушинские закупили в Италии машино-комплекты «Ф-15».

Первым директором АМО был назначен талантливый инженер Дмитрий Дмитриевич Бондарев, ранее возглавлявший Русско-Балтийский вагонный завод. Инженерно-технические специалисты и бывшие рабочие автомобильного отделения рижской фирмы составили ядро молодого коллектива московского завода.

Октябрьская революция, гражданская война и разруха не позволили заводу достроиться. На момент революции завод был построен на 95 %. 15 августа 1918г. АМО был национализирован под предлогом срыва Рябушинскими условий контракта с Военным ведомством.

Индустриализация страны и коллективизация сельского хозяйства значительно увеличили потребность в автомобильном транспорте, но национализация завода превратила его в мастерские по ремонту грузовиков иностранных марок. В 1919—1923 гг. завод занимался ремонтом (в основном 3-тонных американцев «Уайт»), налаживая производство моторов.

Этот грузовик даже хотели запускать в производство, но предпочтение было всё же отдано более лёгкому «ФИАТ-15 Ter», к тому же с чертежами. Кроме того, предприятие за эти годы капитально восстановило 230 автомобилей, произвело средний ремонт 18 и текущий ремонт 67 автомобилей, а также отремонтировало 137 мотоциклов.

Было собрано 432 грузовиков в 1917г., 779 - в 1918г. и 108 автомобилей - в 1919г.

Однако, завод для изготовления и сборки собственных автомобилей достроен не был. Виною тому стали Октябрьская революция и гражданская война. Национализация недостроенного завода (15 августа 1918г.) зафиксировала экспроприацию собственности акционеров АМО. Недостроенное предприятие по существу превратилось в крупные мастерские, где ремонтировались автомобили и другая техника.

С 1920 года АМО участвовало в советской танковой программе, в частности с февраля по июль было изготовлено 24 танковых двигателя для танка КС «Русский Рено».

30 апреля 1923г. заводу АМО было присвоено имя итальянского коммуниста Ферреро, убитого фашистами. Однако только в марте 1924г. на завод поступило конкретное правительственное задание на изготовление первых советских грузовиков.

В 1925 году завод был переименован в 1-й Государственный автомобильный завод.

В 1927 году завод возглавил И.А.Лихачев. Автотрест, которому подчинялся завод, принял решение о реконструкции завода.

Производство постепенно возрастало. В 1930 году для выпуска на АМО была закуплена лицензия на американский грузовик Autocar-5S грузоподъемностью 2,5 т. При этом планировался массовый выпуск грузовиков конвейерным способом.

В 1931 завод запускается и 1 октября этого же года заводу присвоено имя И.В.Сталина (ЗИС).  25 октября 1931г. был пущен первый отечественный сборочный автомобильный конвейер, с которого сошли первые 27 грузовиков АМО-3.

В годы первых пятилеток в соответствии с Генеральным планом реконструкции Москвы было развернуто жилищное строительство. Поселок Дубровка строился для рабочих заводов “АМО” и “Динамо”.

В 1932 году начали изготавливать автобусы АМО-4 (ЗИС-8).

21 августа 1933г. Совнарком СССР принял решение о второй реконструкции завода, которая была направлена на расширение перечня моделей автомобилей.

После реконструкции 1933-1937 гг. ЗиС освоил новую базовую модификацию - ЗИС-5, или как его называли, “Захар”. С 1934г. также начался выпуск грузовиков ЗИС-6, автобусов ЗИС-8, с 1936г. - легковых автомобилей ЗИС-101.

Специализированные автомобили на базе АМО и ЗИС изготавливали многие предприятия. Автомобильные кареты “скорой помощи” начали выпускаться в конце 20-х гг. на грузовых шасси АМО-Ф-15; в 1932-1933 гг. были построены опытные образцы термо - фургонов на шасси АМО-4; выпуск хлебных фургонов на шасси АМО-3 и ЗИС-5 вёл завод “Аремкуз”; изотермические молочные цистерны в 1934г. на шасси ЗИС-5 освоил ленинградский молочный комбинат.

 

Читать далее..

Читайте также:
ГАЗ М-1 - легендарной Эмке исполнилось 80 лет ГАЗ М-1 - легендарной Эмке исполнилось 80 лет
В 1933 году главным конструктором ГАЗа был назначен А.А.Липгарт, который вместе с ...
Лимузин “Кортеж” построят на платформе Mercedes S-класса Лимузин “Кортеж” построят на платформе Mercedes S-класса
Организация мелкосерийного производства лимузинов потребует инвестиций в размере 1,1 млрд. руб. Производство ...
Лимузины Руссо-Балт из проекта Кортеж появятся в свободной продаже Лимузины Руссо-Балт из проекта Кортеж появятся в свободной продаже
Началу разработки проекта лимузина было посвящено совещание, в котором приняли участие ...
Президентский лимузин ЗИЛ заинтересовал арабских шейхов Президентский лимузин ЗИЛ заинтересовал арабских шейхов
Параллельно с автокомпанией ЗИл разработкой своего лимузина занимается автозавод ГАЗ. Однако, Горьковский ...

Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

28 queries. 0.413 seconds.

© 0 - 2017 Авто-реактор. Все права защищены.